Полезные статьи

09.04.2018
При выполнении кадастровых работ по постановке или уточнению границ земельного участка наиболее частой причиной получения приостановления кадастрового учета является пересечение с границами другого земельного участка, сведения о котором содержатся в едином государственном реестре недвижимости (далее по тексту – ЕГРН). Основания для приостановки в подобных случаях отражены в п.20 ч.1 ст.26 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». В большинстве случаев земельный участок, с границами которого происходит пересечение, является декларированным.
Декларированным называется участок, площадь и границы которого при постановке на государственный кадастровый учет (далее по тексту – ГКУ) не учитывались и не измерялись так, как того требует действующее законодательство. У таких участков отсутствуют координаты характерных точек границ или точность определения координат характерных точек границ установлена ниже нормативной. Как следствие, подобные участки, имеют некорректное графическое отображение на публичной кадастровой карте. Также необходимо отметить, что сведения, полученные из государственного фонда данных, зачастую не содержат необходимой информации для обоснования местоположения границ декларированных участков.
При уточнении местоположения границ подобных декларированных земельных участков, либо при исправлении их координат, возникают следующие проблемы:
1)    не всегда есть возможность найти собственников земельного участка;
2)    невозможно определить истинное местоположение и границы участка из-за отсутствия точного адреса, координат и корректного описания местоположения земельного участка в сведениях, запрашиваемых из государственного фонда данных, архивов Администрации и т.д.
Возникает вопрос, каким образом в ЕГРН появились границы и местоположение декларированных участков при отсутствии в принципе необходимой для этого информации?
На сегодняшний день сложилась практика решения подобного рода вопросов путем снятия с ГКУ декларированных земельных участков в судебном порядке. Данный подход требует дополнительных временных и материальных затрат и является частным решением. Для комплексного решения проблемы необходима совместная работа кадастровых инженеров, саморегулируемых организаций, ассоциации саморегулируемых организаций и органов власти в сфере кадастровой деятельности.
23.03.2018
Риски кадастровых инженеров при снятии объекта недвижимости с кадастрового учета

С целью снятия с государственного кадастрового учета здания, помещения, сооружения, объекта незавершенного строительства кадастровым инженером осуществляется подготовка акта обследования объекта недвижимого имущества. Для выполнения данного вида работ потребуются следующие документы:
1. Правоудостоверяющие документы на земельный участок и сносимый объект;
2. Решение собственника о прекращении существования объекта или решение органов местного самоуправления о признании жилого дома аварийным и подлежащим сносу;
3. Справка об утилизации строительного мусора.
После подготовки кадастровым инженером акта обследования в соответствии с действующим законодательством и снятии объекта с кадастрового учета он прекращает свое существование.

Также необходимо отметить, что в ряде случаев с целью регистрации сделки в отношении земельного участка, в орган регистрации прав, необходимо предоставить справку, подписанную кадастровым инженером, которая подтверждает, что на земельном участке отсутствуют объекты капитального строительства. Кадастровый инженер, выезжая на исследуемый земельный участок, фиксирует, что на нем отсутствуют объекты капитального строительства. В данной ситуации кадастровый инженер не застрахован, что его могут обвинить во внесении заведомо ложных сведений в акт обследования, по причине того, что ранее на этом участке уже существовал объект капитального строительства, который был снят с кадастрового учета в связи с его ветхим состоянием, но в земле остался фундамент. Данный фундамент не был зафиксирован при выезде, в виду отсутствия возможности обнаружить объект при визуальном обследовании. Обнаружение фундамента, оставшегося от старого здания, который при этом присыпан землей, и зарос травой возможно только при детальном инструментальном обследовании с применением методов разрушающего контроля. На сегодняшний день не понятно, должен ли кадастровый инженер проводить полноценное строительно-техническое исследование с целью установления наличия или отсутствия фундамента на земельном участке?
Необходимо отметить, что проведение полноценного строительно-технического исследования, значительно увеличит стоимость кадастровых работ, что в свою очередь может повлечь за собой расторжение договора на выполнение кадастровых работ. С целью решения данной проблемы необходимо внести соответствующие изменения в действующее законодательство в сфере государственного кадастрового учета и регистрации прав на недвижимое имущество.
15.03.2018
Статья освещает проблемные вопросы в получении сведений из Росреестра о зоне с особыми условиями использования территории.
Охранная зона объекта электросетевого хозяйства относится к зоне с особыми условиями использования территорий. При внесении сведений в ЕГРН, охранной зоне присваивается не кадастровый, а учетный (реестровый) номер.
Согласно п.2 ч. 1 ст. 62 Порядка предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 23.12.2015 № 968, заказать Выписку о характеристиках объекта и правах на него возможно на сайте Росреестра. Взаимодействовать со службой регистрации и картографии, а также заказывать услуги, предоставляемые Росреестром можно с помощью функционала сайта путем использования определенной системы идентификации и аутентификации. Пользователь сети «Интернет» имеет возможность заказать необходимые документы непосредственно на сайте Росреестра по ссылке https://rosreestr.ru/wps/portal/online_request, либо через личный кабинет кадастрового инженера по ссылке https://rosreestr.ru/wps/portal/p/cc_present/ir_egrn.
При заказе кадастровой выписки о зоне с особыми условиями использования территории на сайте Росреестра, либо посредством использования личного кабинета кадастрового инженера существует проблема реализации этой услуги. На сегодняшний день подача запроса в электронном виде на получение сведений из ЕГРН в виде вышеуказанной выписки на портале услуг Росреестра не функционирует. Специалисты Росреестра рекомендуют обратиться в ближайший офис МФЦ для получения необходимого документа.
В том случае, если кадастровые работы проводились на одной территории, а заказать выписку о зоне с особыми условиями использования территории необходимо в другом районе, то возникает следующая проблема. Программное обеспечение отделов МФЦ по регионам разнится, в результате, получение вышеуказанного документа с помощью экстерриториального запроса реализовано не во всех регионах РФ.
На сегодняшний день проблема получения сведений из Росреестра по охранным зонам объектов с помощью портала Росреестра так и не решена, что влечет за собой дополнительные затраты на заказ вышеуказанного документа в офисах МФЦ, как материальные, так и временные.
24.04.2017
Рассмотрим что представляют собой инженерно-геодезические изыскания и для чего они необходимы
Действующее законодательство (218 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» и 221 ФЗ «О кадастровой деятельности») предусматривает приостановление постановки на кадастровый учет и регистрации прав на земельный участок, если окажется, что границы данного участка пересекают границы другого, уже ранее поставленного на кадастровый учет и зарегистрированного участка. В таком случае обжаловать приостановление возможно лишь после обращения в апелляционную комиссию, сформированную при Росреестре.
Однако, на практике возникает вопрос: «Как быть, если между правообладателями наложившихся друг на друга участков существует спор о праве?». В данной ситуации действия регистратора по приостановлению не обжалуются.
Необходимо ли соблюдать досудебный порядок и обратиться в комиссию?
Апелляционная комиссия при Управлении Росреестра по Ставропольскому краю отказала в принятии к рассмотрению заявления об обжаловании приостановления, мотивировав это в том числе, отсутствием обоснования несоответствия решения о приостановлении нормам законодательства о регистрации. А именно: в случае, если действия регистратора по приостановлению не обжалуются, то и нет оснований для обращения в комиссию.
На основании вышеизложенного считаем возможным отметить следующее: обращаться в апелляционную комиссию, сформированную при Росреестре при возникновении спора о праве с целью досудебного урегулирования не требуется.
Отправить заявку